RU EN
Cвязаться с нами +7 (48533) 7-91-31
Пресс-центр

Пресс-центр

Отечественные смазочные материалы, присадки к масляно-смазочной продукции: как производить и сертифицировать?

Летом 2023 года Национальный автомобильный союз (НАС) направил премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с просьбой принять меры по устранению дефицита качественных смазочных материалов в стране. Автовладельцы попросили власти субсидировать нефтехимические предприятия, освободить отечественные НПЗ от налога на прибыль.
Однако по оценкам экспертов, в РФ ежегодно производится до 2,6 млн тонн масел, в то время как потребление находится на уровне 1,8 тонн. И при более тщательном анализе –  есть дефицит не столько конечной продукции (масел и смазок), сколько нехватка необходимых высокотехнологичных присадок для её производства.
Более того, высокотехнологичный, высокомаржинальный компонент масел и смазок – присадки не находил должного внимания в России, и развитие присадок продолжалось в основном в направлении получения более концентрированных химических составов.
Маслоблоки России, имеющиеся на крупных топливных НПЗ в период до марта 2022 г. были заинтересованы в увеличении объёмов производства базовых масел, чему способствовала продажа до 60-80 % объёмов масел за рубеж с получением на их основе от запада в РФ уже готовых моторных, гидравлических, судовых и специальных масел. Потребление отечественных товарных моторных, гидравлических масел снижалось в соответствии с ростом числа в РФ импортной техники.  
Автомобили и другая техника, получаемые из-за рубежа, и их составляющие – двигатели, трансмиссии, гидравлика привязывались к потреблению конкретных марок масел в форме «одобрения» от западных производителей техники, сводя на нет использование для этой техники масел других, не внесённых в одобрение производителей. Здесь же отметим послабления и уход законодательных требований от отечественных ГОСТов, которые были сведены на рекомендательный уровень, что в конечном итоге привело к снижению качества производимых в РФ масел отечественного производства.
В мире всего несколько ведущих производителей присадок, которые разработали примерно сто пакетов присадок, причём на каждый пакет может приходиться до 1500 вариаций из шести–восьми различных химических соединений, (сульфонаты, феноляты, салицилаты и сукцинимиды различной щёлочности). Около 90% в мировой структуре продаж присадок приходится на четыре американские компании: Lubrizol Corporation, Infineum, Oronite Company LLC и Afton Chemical. Немногим уступают этим гигантам другие мощные иностранные производители, такие как Clariant, British Petroleum, Vanderbilt, Ciba, Chemtura, Basf, Octel и др.
Известная западная марка – это хорошо, но почему бы не провести согласование при покупке импортной техники на возможное использование товарных масел отечественного производства на основе показателей качества, в том числе эксплуатационным?
Центры проведения эксплуатационных испытаний смазочных материалов имеются – НАМИ, 25ГосНИИ Минобороны и другие. Это создало бы конкуренцию в среде производителей отечественных смазочных материалов, позволило бы работать над повышением качества продуктов. Также экспертными центрами РФ была бы довольно быстро создана база соответствия отечественных смазочных материалов рекомендуемым импортным материалам.

В случае с присадками – это вопрос не только узнаваемости бренда, за каждой крупной корпорацией стоят десятилетия научных разработок, непрерывные испытания – лабораторные, стендовые, полевые, а также работа подразделений по всему миру. Поэтому эксперты убеждены, что просто взять готовые формулы и смешать ингредиенты в миксере недостаточно.
Но для ключевых игроков на рынке масляно-смазочной продукции очевидно, что без восстановления собственного производства присадок не обойтись. Именно поэтому новую линию по производству присадок для моторных масел весной 2023 г. запустило химическое предприятие «Макс НН» в Дзержинске.  В начале июня компания «Газпромнефть-СМ» анонсировала планы выпускать сульфонатные присадки. Это будет частью проекта технологического развития Омского завода смазочных материалов, где будут модернизировать установку по производству этих компонентов. Суммарную мощность комплекса планируется увеличить в 4 раза.
Помимо собственно развития отечественного производства, существует и вторая проблема – как на практике подтверждать качество и сертифицировать новую продукцию отечественного производства? Долгие годы вся система – мировые лидеры по производству моторных масел, организации по сертификации (API – Американский институт нефти, ACEA – Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей) и глобальные автопроизводители – работали в единой связке и логике, диктовали свои правила и стандарты конечным потребителям. Понятно, что конечное качество получаемого товара обеспечивает не одна присадка, а комплекс присадок – Пакет, в котором оптимально соотнесены несколько присадок, обеспечивая эксплуатационные свойства.
В этой связи Минэнерго требуется оживить работу технического комитета по стандартизации смазочных материалов, в том числе производимых присадок, внедрения новых стандартов качества с выходом на отечественные ГОСТы, учитывая и физико-химические показатели, и эксплуатационные показатели качества производимых продуктов. Сертификаты качества API, ACEA, ILSAC могут быть ориентирами на отдельные виды импортной техники. Это в целом позволит создать конкурентную среду на отечественных производствах смазочных материалов и их компонентов.
В этом ключе в России на сегодня желательно в рамках имеющихся научных центров - АО ВНИИНП, Средне-волжский филиал АО ВНИИНП, ЛЛК-Интернешнл (Лукойл), ИНХС РАН им. Топчиева, крупные университеты России (Сан-Петербургский горный университет, Томский политехнический и другие) - продолжить исследования по созданию новых отечественных присадок, выводя их уровень качества на показатели лучших зарубежных образцов.
Импортозамещение технологичных компонентов химической отрасли – мероприятие дорогое, требующее значительных вложений в лабораторные исследования и испытания, и здесь действительно нужны прозрачные и эффективные меры поддержки со стороны государства.

← Все новости