Пресс-центр
Отечественные смазочные материалы, присадки к масляно-смазочной продукции: как производить и сертифицировать?
Летом 2023 года Национальный автомобильный союз (НАС) направил премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с просьбой принять меры по устранению дефицита качественных смазочных материалов в стране. Автовладельцы попросили власти субсидировать нефтехимические предприятия, освободить отечественные НПЗ от налога на прибыль.
Однако по оценкам экспертов, в РФ ежегодно производится до 2,6 млн тонн масел, в то время как потребление находится на уровне 1,8 тонн. И при более тщательном анализе – есть дефицит не столько конечной продукции (масел и смазок), сколько нехватка необходимых высокотехнологичных присадок для её производства.
Более того, высокотехнологичный, высокомаржинальный компонент масел и смазок – присадки не находил должного внимания в России, и развитие присадок продолжалось в основном в направлении получения более концентрированных химических составов.
Маслоблоки России, имеющиеся на крупных топливных НПЗ в период до марта 2022 г. были заинтересованы в увеличении объёмов производства базовых масел, чему способствовала продажа до 60-80 % объёмов масел за рубеж с получением на их основе от запада в РФ уже готовых моторных, гидравлических, судовых и специальных масел. Потребление отечественных товарных моторных, гидравлических масел снижалось в соответствии с ростом числа в РФ импортной техники.
Автомобили и другая техника, получаемые из-за рубежа, и их составляющие – двигатели, трансмиссии, гидравлика привязывались к потреблению конкретных марок масел в форме «одобрения» от западных производителей техники, сводя на нет использование для этой техники масел других, не внесённых в одобрение производителей. Здесь же отметим послабления и уход законодательных требований от отечественных ГОСТов, которые были сведены на рекомендательный уровень, что в конечном итоге привело к снижению качества производимых в РФ масел отечественного производства.
В мире всего несколько ведущих производителей присадок, которые разработали примерно сто пакетов присадок, причём на каждый пакет может приходиться до 1500 вариаций из шести–восьми различных химических соединений, (сульфонаты, феноляты, салицилаты и сукцинимиды различной щёлочности). Около 90% в мировой структуре продаж присадок приходится на четыре американские компании: Lubrizol Corporation, Infineum, Oronite Company LLC и Afton Chemical. Немногим уступают этим гигантам другие мощные иностранные производители, такие как Clariant, British Petroleum, Vanderbilt, Ciba, Chemtura, Basf, Octel и др.
Известная западная марка – это хорошо, но почему бы не провести согласование при покупке импортной техники на возможное использование товарных масел отечественного производства на основе показателей качества, в том числе эксплуатационным?
Центры проведения эксплуатационных испытаний смазочных материалов имеются – НАМИ, 25ГосНИИ Минобороны и другие. Это создало бы конкуренцию в среде производителей отечественных смазочных материалов, позволило бы работать над повышением качества продуктов. Также экспертными центрами РФ была бы довольно быстро создана база соответствия отечественных смазочных материалов рекомендуемым импортным материалам.
Но для ключевых игроков на рынке масляно-смазочной продукции очевидно, что без восстановления собственного производства присадок не обойтись. Именно поэтому новую линию по производству присадок для моторных масел весной 2023 г. запустило химическое предприятие «Макс НН» в Дзержинске. В начале июня компания «Газпромнефть-СМ» анонсировала планы выпускать сульфонатные присадки. Это будет частью проекта технологического развития Омского завода смазочных материалов, где будут модернизировать установку по производству этих компонентов. Суммарную мощность комплекса планируется увеличить в 4 раза.
Помимо собственно развития отечественного производства, существует и вторая проблема – как на практике подтверждать качество и сертифицировать новую продукцию отечественного производства? Долгие годы вся система – мировые лидеры по производству моторных масел, организации по сертификации (API – Американский институт нефти, ACEA – Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей) и глобальные автопроизводители – работали в единой связке и логике, диктовали свои правила и стандарты конечным потребителям. Понятно, что конечное качество получаемого товара обеспечивает не одна присадка, а комплекс присадок – Пакет, в котором оптимально соотнесены несколько присадок, обеспечивая эксплуатационные свойства.
В этой связи Минэнерго требуется оживить работу технического комитета по стандартизации смазочных материалов, в том числе производимых присадок, внедрения новых стандартов качества с выходом на отечественные ГОСТы, учитывая и физико-химические показатели, и эксплуатационные показатели качества производимых продуктов. Сертификаты качества API, ACEA, ILSAC могут быть ориентирами на отдельные виды импортной техники. Это в целом позволит создать конкурентную среду на отечественных производствах смазочных материалов и их компонентов.
В этом ключе в России на сегодня желательно в рамках имеющихся научных центров - АО ВНИИНП, Средне-волжский филиал АО ВНИИНП, ЛЛК-Интернешнл (Лукойл), ИНХС РАН им. Топчиева, крупные университеты России (Сан-Петербургский горный университет, Томский политехнический и другие) - продолжить исследования по созданию новых отечественных присадок, выводя их уровень качества на показатели лучших зарубежных образцов.
Импортозамещение технологичных компонентов химической отрасли – мероприятие дорогое, требующее значительных вложений в лабораторные исследования и испытания, и здесь действительно нужны прозрачные и эффективные меры поддержки со стороны государства.